Рабочая программа кружка «Познаю мир»
Программу составила Дармаева Ж.Ц. – учитель начальных классов
- Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Познаю мир».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
— доступность, познавательность и наглядность
— учёт возрастных особенностей
— сочетание теоретических и практических форм деятельности
— усиление прикладной направленности обучения
— психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Познаю мир» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 1 год.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
- Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Познаю мир» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
- Тематический план
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Игры и игрушки | 2 |
2 | Все для дома | 4 |
3 | Школа | 2 |
4 | Еда | 4 |
5 | Одежда | 6 |
6 | Праздник | 2 |
7 | Предприятия, сооружения, здания | 2 |
8 | Транспорт | 4 |
9 | Полезные изобретения | 8 |
итого | 34 |
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
1-2 |
Где появились игрушки
История глиняной игрушки Какой музыкальный инструмент был первым |
Вырезание бумажных кукол
Лепка игрушек из глины Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы Изготовление бумажного змея Изготовление настольной игры Оригами. Игрушки |
Кто первым запустил бумажного змея Настольные игры Калейдоскоп | ||
3-6 | Откуда пришла тарелка Вилы и вилка ложки | Тарелка из папье-маше Рисование столовых приборов |
История возникновения мебели (кровать, шкаф,) | Проектирование спальни | |
Когда было впервые изготовлено мыло | Рисование упаковки для мыла | |
Время не ждет! (часы) | Изготовление циферблата из картона и проволоки | |
7-9 | Кто изобрел перо, карандащ, ручки, ноты, бумагу | Изготовление ручки из пера Рисование карандашами Поделки из сломанных ручек Письмо нот на нотном стане |
Когда появились первые книги, энциклопедии, библиотеки
Как возникли единицы измерения |
Изготовление книжки-малышки | |
Измерение разными мерками | ||
Какие бывают ребусы
Кто придумал первую карту Кто автор микроскопа Скотч. Шотландская лента |
Составление и разгадывание ребусов | |
«Найди клад»(по карте) | ||
Рассматривание предметов под микроскопом и лупой | ||
«Книжкина больница» (ремонт книг) | ||
10-13 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Рисование овощей и фруктов |
Где прячутся витамины | Поделки из овощей | |
Из чего делают пряники Шоколад Такой разный чай | Лепка пряников из соленого теста | |
14-19 | Одежда наших предков | Составление кроссворда «Одежда предков» |
Откуда взялся фартук | Рисование и вырезание фартука из бумаги | |
Зачем нужны пуговицы | Пришивание пуговицы | |
Откуда взялись шапки | Вязание (крючком ) | |
Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Рисование туфель (дизайн) | |
История русского сарафана | Рисование и вырезание сарафана для куклы | |
Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров | |
С каких пор применяют носовые платки | Изготовление носового платка из ткани | |
Юбки и брюки | Пошив брюк (или юбки) для куклы | |
Что такое «мода» | Аппликация | |
Одежда для дома | Рисование узора для пижамы (халата) | |
20-21 | Первые украшения
Новогодние игрушки |
Бусы из бумаги
Поделки из бумаги |
Вечеринка
Конкурс Золушек и Рыцарей |
Конкурсная программа
Игровые конкурсы |
|
22-23 | Кто основал первый зоопарк | Рисование зоопарка |
Как идет почта | Экскурсия на почту | |
Как появился фонтан | Рисование фонтана | |
Гидроэлектростанция | Составление кроссворда на тему «Электричество» | |
Каким был первый магазин | Игра в магазин | |
На подмостках театра | Аппликация сцены театра | |
Чудеса света | Рисование пирамиды | |
24-27 | Общественный транспорт | Макет улицы из бумаги, картона, других материалов |
Кто придумал велосипед, автомобиль, самолет, лайнер, пароход, и т.д. | Езда на велосипеде | |
Сборка машины из деталей конструктора | ||
Конструирование самолета из деталей конструктора | ||
Рисование лунохода | ||
Оригами. Кораблик | ||
Рисование поезда | ||
Конструктор. Уборочная машина | ||
Оказание первой помощи | ||
28-34 | Флюгер | Изготовление флюгера |
История спичек | Поделки из спичек | |
Когда был изобретен зонтик | Рисование узора для зонтика | |
История происхождения денег | Составление коллекции монет | |
Как был изобретен телефон | Придумывание и рисование новой модели телефона | |
Светофор. Дорожные знаки | Макет светофора | |
Окно в подводный мир (аквариум) | Изонить «Рыбки» | |
Упаковочные материалы | Поделки из целлофана, пластика, картона. | |
Компьютер и Интернет | Работа на компьютере (тема «Интернет») | |
итого | 34 |
- Содержание программы
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
- Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. — М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. — М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / — М.: Детская литература, 1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Словарь
Дизайн — (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер — (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария — (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп — (от микро… и греч. skopéo — смотрю) — оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус — (от лат. rebus — при помощи вещей) — загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч — самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет — (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер — (от голл. vleugel — крыло) — прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.